|
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Все
видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все
формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти
по всей земле горящими ступнями,
Все
воспринять и снова воплотить.
Почему я стала педагогом?
Я с детства мечтала стать учителем. Первое сочинение,
написанное мною, было на тему «Кем я буду, когда вырасту?»
Я написала, что стану учителем. 1985 год, мне 9 лет. Когда собирались
мои подруги, мы играли
в школу, я была учителем. Я рассаживала всех своих подруг и, подражая
своей учительнице, проводила урок. Взрослой фразы «Педагогическая философия»
я еще и не слышала: родители мои простые рабочие, среди
родственников учителей не было. Но, как я думаю, в том далеком
и прекрасном детстве рождалась эта самая философия. Сегодня на дворе
XXI век, 2011 год. Мне — 34. И я учитель.
А что значит быть учителем?
Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят
в нем просто преподавателя учебного предмета, другие... Я же вижу
педагога, воспитателем и наставником, человеком, который способствует
становлению личности ребёнка. А главное — своим словом преподает
самую трудную на свете науку — быть людьми.
Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.
Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими, но не стоит
забывать о существовании и других областей.
Способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих компетенций
педагога. Современное общество отличается от других периодов своей
информатизацией и множеством способов передачи и получения знаний. Поэтому
педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
Современный урок невозможно
представить без новых технических
средств обучения. Ведущим среди них уже стал
компьютер. Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд
такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно
быть готовым. Самообразование, формирование информационной компетенции каждого учителя в настоящее время
становится необходимым.
Я согласна
с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Только
хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного,
только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В
современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и
быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям
умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке
научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для
самоопределения и самореализации человека в будущем. Основой всей моей
педагогической деятельности стала необходимость в постоянном
самосовершенствования. Передо мной встал вопрос о необходимости искать
эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить
к выбору материала, поиску новых
методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только
познавательными, но и творческими,
разнообразить задания, применять различные формы и методы. Для того,
чтобы ученикам на уроке было интересно, я
вовлекаю каждого в учебный процесс, создаю условия для успеха, движения
вперёд. Скуке и праздности на уроках нет места. Под влиянием
интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт
активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается
работоспособность, что отражается и на успеваемости. Радуюсь, когда ребята
с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно
и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи
с учениками.
Сегодня, когда от человека требуется умение
принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность
к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех
разные. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь
к каждому ученику, создать условия для развития способностей. В свое время академик М.
А. Лаврентьев высказал такую мысль: "Поиск способностей и способных – это поиск
самых больших богатств..” Способности не лежат на поверхности. Видеть их и
помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в
совместную творческую деятельность с обучающимися.
Когда я вижу, как мои пятиклашки, пришедшие совсем недавно из
начальной школы, не хотят уходить домой и делятся со мной своими «страшными»
тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу научить ребёнка
быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и
нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Что бы я
хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения
конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других
очень важных качеств. Главное — чтобы
каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. | |